Синагога на Большой Бронной (молитвенный дом Лазаря Полякова, Москва)
|
В настоящее время синагога на Большой Бронной – это религиозный Центр, который живет насыщенной жизнью. Кроме ежедневных богослужений проводятся ежедневные уроки Торы для мужчин, два раза в неделю проходят занятия в колеле, а также занятия для женщин, работает детская воскресная школа.
Известный банкир и меценат Лазарь Соломонович Поляков в 1872 году получил разрешение Московского Генерал-губернатора на размещение в его доме «молитвенного учреждения с количеством прихожан до 40 семейств».
В начале 1880-х годов он приобрел и присоединил к своей обширной усадьбе на Тверском бульваре несколько соседних участков, а в 1883 году подал прошение в Строительное отделение о приспособлении жилого дома, выходящего фасадом на Большую Бронную улицу, под домашнюю синагогу. Это было первое здание, построенное как синагогальное. В период с 1892 по 1906 год, когда по приказу городских властей была закрыта Большая хоральная синагога, Синагога на Большой Бронной фактически была главной синагогой Москвы. Само это место нагружено памятью весьма трагической. Уже при строительстве синагоги был сделан подземный ход на случай погрома. , синагогу закрыли. В 1937 году синагога была закрыта.В 1939 расстреляли раввина. После окончания войны бывшие прихожане московских синагог обратились в Совет по делам религиозных культов при Совете Народных Комиссаров СССР с предложением об открытии в Москве синагог. Разрешение не последовало. В 1950-е годы здание было перестроено. После перестройки здания в нем разместился Московский дом художественной самодеятельности.
В 1991 году здание было возвращения еврейской общине, и решением правительства Москвы синагога была передана общине «Агудас Хасидей ХаБаД». С мая 1991 года в синагоге возобновились службы. В 1993-ем, уже после того, как синагогу вернули верующим, туда бросили одну бомбу, а вторую - еще через пять лет – обнаружили в молитвенном зале и едва успели вынести во двор, где она и грохнула В 2003 году началась реконструкция синагоги, превратившая синагогу на Большой Бронной в одну из самых современных – внешний фасад облицован тонированным стеклом, а купол над Торжественным Залом имеет форму звезды. "Символики в здании вообще много. Шестиугольная звезда несколько простодушно, но не без изящества становится рисунком ограды, потом - полом молельного зала, и наконец оборачивается стеклянной крышей (еще она должна была открываться как цветок). Потолок атриума зашит необычной формы деревянными панелями, намекающими на пустыню, по которой Моисей водил свой народ. Светлый шершавый камень фасадов наводит на мысль о Стене Плача. Все это, может быть, несколько литературно, но зато делает пространство увлекательным, своего рода архитектурным комментарием к еврейскому вопросу. Реконструкция включила в себя сооружение большого молельного зала, помещений для размещения библиотеки с компьютерным классом, учебного класса иешивы, мужской и женской миквы, комнаты для проведения брит милы (обрезания), мемориальных музеев, благотворительных организаций и столовой, медицинского пункта. Сейчас синагога является важнейшим центром еврейской культуры в Москве: здесь находится "Религиозный центр Памяти евреев, невинно уничтоженных в ХХ веке".
Автор проекта реконструкции синагоги так описывает историю проекта:
"Начало 2000-х годов. Многие вовлечены в бизнес. Основной критерий успеха — деньги. Казалось, ты чего-то стоишь, если живешь успешной, благополучной жизнью. Критерий оценки был один: красиво — некрасиво. А в случае с проектом синагоги приходилось говорить о других вещах: городская среда, еврейская община… И как выразить это с помощью проекта в старой Москве: вокруг совершенно разная застройка — синагога, перестроенная в клуб, со своей трагической историей, школа, напротив еще одна школа, строения из стекла, магазины. Архитектурной среды как таковой нет, но, тем не менее, это самый центр Москвы, район Тверской улицы, который я очень люблю. На первых эскизах здание синагоги выглядело по-другому. Хотелось сохранить как можно больше подлинного. Мысли были такие: синагога не может исчезнуть, она существует… Ни в коем случае ничего нельзя ни сносить, ни разрушать. При этом надо открыть подход к зданию, — в те годы мне казалось: для многих прийти в синагогу — важный шаг в жизни, многие из нас тогда не были религиозными. Такими нас воспитали родители, и переход к другой философии, другому мировоззрению — шаг серьезный. Сделать этот шаг более осмысленным, понятным — одна из задач проекта. Ясно прослеживается ось: через центральный вход прямой проход до другой стены синагоги — уже в молельном зале. Рядом с оградой должен быть садик; сейчас там парковка из-за сложной ситуации со стоянкой автомобилей в центре города. Основной вход в атриум из стекла — там тоже должны быть деревья. Дальше ты проходишь через фасад старого здания, идешь по прямой линии туда, ради чего ты вообще приходишь в синагогу — к Б-гу, вере, молитве. Тебе сразу понятно, куда надо идти. В то же время очевидно, что вокруг этой прямой закручена жизнь. Специально создана башня, которая ведет вверх. И специально сделано так, чтобы заставить тебя пройти по всему зданию. Из него не так-то просто найти выход. Я как архитектор сделал все это вполне осмысленно, чтобы создать ощущение: синагога живет своей жизнью. По праздникам здесь всегда очень много людей. В будни людей намного меньше. Они перемещаются, пересекая друг другу дорогу. Так создается атмосфера, которая подчеркивает активную жизнь внутри здания. Чтобы дать ощущение жизни, например на втором этаже, где в основном размещаются офисы, коридоры следовало расположить около окон, а комнаты в глубине. В этом есть определенный смысл именно для здания синагоги."
- Заказчик: Еврейская Община Любавических Хасидов «АГУДАС ХАСИДЕЙ ХАБАТ»,
- Ген подрядчик ANT YAPI SANAI ve TICARET Ltd. SIRKETI (Турция).