Серебряноборский тоннель, Лефортовский тоннель , Сущёвский тоннель (Москва)
|
Участок проходит через заповедное место "Лефортово - Немецкая слобода", где расположены исторические памятники - здания XIII века и водоемы (пруды) в обширной парковой зоне с фонтанами. В связи с этим перед строителями встала чрезвычайно сложная задача - в короткие сроки и с высоким качеством построить в этом районе современные транспортные коммуникации, не нарушив при этом городскую среду обитания и экологию района и обеспечив сохранность памятников истории и культуры.
В результате бурной и острой дискуссии, развернувшейся среди инженерной общественности, и принимая во внимание беспокойство жителей близлежащих районов за судьбу территорий, прилегающих к трассе строительства, Правительством Москвы в конце 2001 года было принято решение о строительстве замыкающего Лефортовского участка Третьего транспортного кольца комбинированным способом:
- в одном направлении (в сторону ул. Спартаковской) - прокладка тоннеля глубокого заложения;
- в обратном направлении - сооружение эстакады, проходящей в стороне от памятников архитектуры, и тоннеля мелкого заложения.
Институт по заказу корпорации "Трансстрой" выполнял проектные работы по выносу предприятий из зоны прохождения ТТК и созданию базы для строительства. ЗАО "ПромСтройКонтракт" осуществляло комплексное инжиниринговое сопровождение строительства.
Комплекс Лефортовских тоннелей стал последним и самым сложным элементом Третьего кольца. Этот транспортный объект протяженностью более 3 км, связал площадь Проломной заставы и Спартаковскую площадь, став символом новаторства и технического прогресса. Он состоит из тоннеля глубокого заложения длиной 2800 м для движения автомобилей в одном направлении и комбинированного тоннельно-эстакадного решения в другом направлении. До сих пор подобных проектов в России еще не было. Для ее реализации был приобретен немецкий щитовой землепроходческий комплекс фирмы «Херренкнехт», больше похожий на автоматизированный завод на колесах, который строители прозвали «немецким кротом». (Длина сверла – 63 м., вес – 200 тонн, диаметр – 14,2 м.)
Затем «немецкий крот» и специалисты ПСК создали следующий тоннель: уже под Серебряным Бором – Краснопресненский. Вокруг гигантского котлована установлены хранилища с тюбингами — бетонными блоками, которыми будут выложены стены будущего тоннеля. Как отмечают в компании «Метрострой», в отличие от Лефортовского тоннеля, Краснопресненский стал автометротоннелем.
В верхнем ярусе по трем полосам организовано движение автомобилей, а в нижнем -- от станции «Крылатское» до строящейся тогда станции «Строгино» -- пошли поезда метро. Общая длина Краснопресненского тоннеля составила 3 км, по полтора в каждую сторону.
Грунт от строительства Краснопресненского тоннеля был вывезен на засыпку Кожуховского затона, неприглядный вид которого давно уже трепал нервы экологам и архитекторам. Таким образом, жители северо-запада Москвы получили тоннель и, соответственно, скоростной выезд на Новорижское шоссе, а жители юга — респектабельный ландшафт с искусственными островами.