Дом министерств в Астане. Золотые башни KUAT (Астана)
|
Конусовидные золотые высотные башни административных зданий образуют символические ворота, в центре которых расположено правительственное здание Акорда. Несмотря на то, что здание Акорды небольшое по объему, в перспективе, с центра правительственной оси, оно воспринимается достаточно значительным сооружением благодаря монументальности и строгости высотных золотых башен и симметричной форме самого правительственного здания.
Золотые высотные башни создают не только строгие парадные ворота, их лаконичный образ ассоциируется с военными оборонительными башнями средних и более поздних веков, встречающимися на территории Казахстана, чей оборонительный характер создает дух защиты и силы. В истории архитектуры башни подобного типа встречаются во многих странах аридной зоны. Выполненные из сырцового кирпича или методом возведения из пахсы*, они в вертикальном разрезе имеют сужение кверху. Например, военное укрепление Аккесене имеет круглую башню, сужающуюся кверху (расположено в Таласском районе Жамбылской области (XII – XVII вв.) ).
Сужение кверху имеют и минареты традиционных мусульманских мечетей Средней Азии и Казахстана, так что коническая форма башен навевает ассоциации, связанные, с одной стороны, с военным, оборонительным характером, а с другой стороны – с мотивами национальной культовой архитектуры. Автор проекта считает, что конусовидные золотые башни ассоциируются в его воображении с головным убором «Золотого человека», который увековечен в памятнике «Независимости Казахстана» на Новой площади в Алматы (архитектор Ш.И. Валиханов) и национальным головным убором саукеле. Саукеле – очень высокая конусовидная шляпа, которую носят девушки на бракосочетании и в праздники.
Возможно, что этот образ навеян оборонительными башнями, возможно, образом минаретов, но они также ассоциируются с образом царской или воинской короны «Золотого человека» или с национальным женским головным убором, пробуждая в сознании людей ощущение национальной формы. Архитектура парных конусовидных золотых башен Дома министерств мгновенно врезается в память, запоминается своим региональным, национальным характерным видом.
Постановка парных золотых конусовидных высоток была великолепной находкой в композиционном решении, потому что перед проектируемым Домом министерств уже существовали три здания – это здание парламента Мажилиса, парламента Сената и Дом правительства, не имевших единой концептуальной планировочной организации. Эти здания не были способны к композиционной адаптации в новой планировочной структуре города и приобретали угрожающие отчужденный характер.
Они хаотично располагались на площади перед знаменитой гигантской дугой, как будто Н. Токаев не предполагал их наличие или был убежден, что высотки будут снесены. Здания парламента Мажилиса, парламента Сената и Дома правительства вносили диссонанс в формируемую симметричную полукруглую композицию Дома министерств перед правительственным зданием, и это была большая проблема в формировании образа представительной правительственной оси. Решение архитектора Ш. Матайбекова симметрично поставить две необычные башни, как два минарета или как древние ворота в город, и тем самым просто проигнорировать три существующие рядом высотки, было и выходом из этой ситуации, и необычайной удачей одновременно. Смелость и убежденность Ш. Матайбекова позволили превратить безысходную ситуацию в блестящее решение.
В перспективе на правительственное здание диссонирующие высотки просматриваются, но их значение сведено к нулю. Это был неожиданный, великолепный и уникальный результат. Без золотых башен Дома министерств правительственное здание выглядело бы жалким, ввиду его удаленного положения от бульвара Нуржол. Высотки Дома министерств, получив яркое золотое остекление, стали доминировать в пространстве административно-делового центра Астаны. Монолитные по форме, как золотые слитки, они превратились в символические охранные башни Акорды и в золотые ворота бульвара Нуржол, эффектные формы высоток превратились в два монумента, значение которых в общей композиции центра Астаны и самого города уже не переоценить.
Они хаотично располагались на площади перед знаменитой гигантской дугой, как будто Н. Токаев не предполагал их наличие или был убежден, что высотки будут снесены. Здания парламента Мажилиса, парламента Сената и Дома правительства вносили диссонанс в формируемую симметричную полукруглую композицию Дома министерств перед правительственным зданием, и это была большая проблема в формировании образа представительной правительственной оси. Решение архитектора Ш. Матайбекова симметрично поставить две необычные башни, как два минарета или как древние ворота в город, и тем самым просто проигнорировать три существующие рядом высотки, было и выходом из этой ситуации, и необычайной удачей одновременно. Смелость и убежденность Ш. Матайбекова позволили превратить безысходную ситуацию в блестящее решение.
В перспективе на правительственное здание диссонирующие высотки просматриваются, но их значение сведено к нулю. Это был неожиданный, великолепный и уникальный результат. Без золотых башен Дома министерств правительственное здание выглядело бы жалким, ввиду его удаленного положения от бульвара Нуржол. Высотки Дома министерств, получив яркое золотое остекление, стали доминировать в пространстве административно-делового центра Астаны. Монолитные по форме, как золотые слитки, они превратились в символические охранные башни Акорды и в золотые ворота бульвара Нуржол, эффектные формы высоток превратились в два монумента, значение которых в общей композиции центра Астаны и самого города уже не переоценить.